Нормативы уборки снега в городе

механизированная очистка территории от снега. Нормативы уборки снега в городе: требования к уборке снега на городских дорогах и улицах до, во время и после снегопадов, сроки чистки и утилизации снега, ссылки на документы и регламенты

Нормативы уборки снега в городе

Почти каждую зиму в города приходят снегопады. Несмотря на то, что метеослужбы заранее предупреждают о них, это все равно становится неожиданностью. На дорогах начинаются пробки, увеличивается количество ДТП , а тротуары заметает снегом так, что по ним невозможно пройти.

Нормально ли это и какие вообще существуют нормативы на уборку городской территории от снега, — об этом расскажем далее.

нормативы уборки снега в городе

Итак, процесс зимней уборки регламентируется рядом документов:


    В этом ГОСТе перечислены требования к состоянию дорог и улиц в зимний период. Там указаны допустимое количество снега на проезжей части и тротуарах, сроки уборки, а также условия складирования снега на городской территории до его утилизации.
    Этот документ содержит технологию устранения наледи на проезжей части. В нем даются указания касательно использования различных противогололедных материалов (ПГМ).
    Здесь рассматриваются организационные детали зимней уборки: содержание работ и их периодичность, необходимая техника, а также меры безопасности.

Эти три документа имеют силу на территории всей России. Существуют также локальные документы. Их разрабатывают администрации отдельных населенных пунктов и муниципалитетов. В частности , это регламенты зимней уборки. Они учитывают специфику конкретного региона. Например, в Екатеринбурге действуют следующие правила. Однако местные постановления все равно создаются с опорой на государственные стандарты и инструкции.

Узнать, какие специфические требования предъявляются к зимней уборке в вашем регионе, вы можете на сайте местной администрации – в разделе с официальными документами. В этой же статье мы поговорим об универсальных стандартах.

Далее мы рассмотрим следующие вопросы:

  1. Требования к уборке городской территории
    — Нормативы уборки проезжей части
    — Нормативы уборки элементов благоустройства дорог
    — Нормативы уборки тротуаров, пешеходных дорожек и остановок
  2. Требования к складированию и утилизации снега

Кроме того, в статье будут упоминаться категории дорог и улиц. Это большая классификация, которая выходит за рамки темы нашей статьи. Однако без ее понимания будет трудно понять, почему в р азных городах (и даже в отдельных районах одного города) снег убирают по-разному.

Поэтому прежде всего мы представим эту классификацию, а затем перейдем к конкретным нормативам и правилам.

Категории дорог и улиц

Давайте разберемся в том, зачем вообще выделяются какие-то категории. Дело в том, что у всех дорог и улиц есть своя пропускная способность. Одно дело – когда речь идет об узком переулке где-нибудь на окраине, и совсем другое – когда мы говорим о проспекте в центре города. Нагрузка на такие дороги совершенно разная: по одной проедет несколько автомобилей в сутки, по другой – тысячи.

Поэтому, когда начинается снегопад, коммунальные службы должны выбрать очередность уборки городской территории. Ведь последствия несвоевременной чистки снега в центре города и на окраине сильно отличаются. Толстый слой снега на дороге в каком-нибудь спальном районе приведет к появлению нескольких локальных пробок – ситуация крайне неприятная , но терпимая. А вот занесенный центр может начисто парализовать движение во всем городе. Именно поэтому чистка снега всегда начинается с наиболее крупных и важных улиц.

Именно классификация дорог и улиц на категории позволяет установить приоритеты для уборки. Далее поговорим об этом подробнее.

Классификация автомобильных дорог

Официальные классы и категории автомобильных дорог установлены в Постановлении Правительства РФ «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» от 28.09.2009. Именно на этот нормативный документ ссылается уже рассмотренный выше ГОСТ Р 50597-2017.

В соответствии с постановлением, все дороги разделяются на три класса:

  1. Автомагистраль
    Это дорога, предназначенная специально для скоростного движения автомобилей – как правило, до 110-130 км/ч. Она не имеет одноуровневых пересечений с другими дорогами и железнодорожными путями. Попасть на автомагистраль можно только через специально оборудованные въезды. В городах такие дороги почти не встречаются.
  2. Скоростная автомобильная дорога
    Как и магистраль, эта дорога предназначена исключительно для движения автотранспорта. Здесь также не допускаются одноуровневые пересечения. Но, в отличие от автомагистрали, на скоростную трассу можно попасть с примыкающей дороги.
  3. Обычная (нескоростная) автомобильная дорога
    Это самый обширный класс, к которому относится большинство дорог в городе. Они могут быть одно-, двух- и четырехполосными , на них обустраиваются перекрестки и пешеходные переходы.

Также существует деление автомобильных дорог на категории. Оно учитывает целый ряд технических характеристик: количество полос движения и их ширину, размер обочин, расстояние между соседними перекрестками и так далее.

Выделяются следующие категории дорог:

  • I (с подкатегориями – IА, IБ, IВ)
    Это крупные магистральные дороги с количеством полос не менее 4 и обязательным наличием разделительной полосы шириной в 5-6 метров. При этом категория IА полностью соответствует автомагистрали, а IБ – скоростной дороге. Категория IВ – это обычная дорога, которая допускает наличие одноуровневых пересечений, но не чаще чем через 5 км.
  • II
    Это крупная нескоростная дорога с 2-4 полосами движения шириной в 3,5-3,75 м и наличием регулируемых и нерегулируемых пересечений с другими автомобильными дорогами (но не железнодорожными и трамвайными путями).
  • III
    В эту категорию входят двухполосные дороги без обязательной разделительной полосы. От категории II их отличает меньшая ширина полос движения – 3,5 м. На них также возможны регулируемые и нерегулируемые перекрестки с автомобильными дорогами, но не с железнодорожными путями.
  • IV
    Сюда относятся двухполосные дороги без каких-либо ограничений на пересечения. Ширина полосы движения – 3 м.
  • V
    Это небольшие однополосные дороги шириной от 4 , 5 м. Они могут пересекаться как с другими автомобильными дорогами, так и с железнодорожными или трамвайными путями.

Помимо деления дорог на категории, в ГОСТ 50597-2017 используется и деление улиц на группы.

Классификация улиц

Подробная классификация улиц в зависимости от их значения дана в пункте 11.4 СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Однако в ГОСТ Р 50597-2017 приводится более краткое разделение: там указываются 6 групп, обозначенных буквами русского алфавита от А до Е.

В таком варианте явно прослеживается связь между различными группами улиц и категориями дорог. Поэтому мы рассмотрим их вместе.

Соотношение групп улиц и категорий дорог выглядит таким образом:

Группа улиц Виды улиц и дорог (по значению) Соответствующие категории дорог (по техническим характеристикам)
А Магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения
Б Магистральные дороги и магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения
В Магистральные улицы районного значения транспортно-пешеходные
Г Магистральные улицы районного значения пешеходно-транспортные , поселковые дороги II
Д Улицы и дороги местного значения (кроме парковых), главные улицы, улицы в жилой застройке основные III
Е Улицы в жилой застройке второстепенные, проезды основные, велосипедные дорожки IV

Дороги категории V не имеют четкого соответствия в классификации улиц. К ним обычно относятся внутриквартальные проезды и подъезды к зданиям.

Итак, мы разобрались с классификацией дорог и улиц. В дальнейшем эти обозначения будут встречаться во всей статье. А теперь пришло время поговорить о том, какие существуют нормативы на уборку городской территории от снега.

Требования к уборке городской территории в зимнее время

В нормативных документах можно встретить термин «снежно-ледяные образования». Он включает в себя как обычный снег, так и всевозможные виды наледи. В то же время могут использоваться и более узкие обозначения.

В частности, выделяются два вида снега:

  • Рыхлый снег
    Это свежевыпавший снег, который еще не успел слежаться и отличается пористой структурой. Сам по себе это сравнительно «безобидный» вид снежно-ледяных образований.
  • Талый снег
    Это снег, который превратился в жидкую кашу на фоне применения реагентов или потепления.

Помимо снега, выделяется такое явление как «зимняя скользкость». Это снежно-ледяные образования, которые значительно уменьшают сцепление колес автомобилей с дорожным покрытием. Именно они являются причиной внезапных заносов и ДТП. Да и пешеходам такие это мешает: на скользком т р отуаре можно легко получить серьезные травмы при падении.

Зимняя скользкость бывает двух видов:

  • Уплотненный снег (снежный накат)
    Это слой обычного снега, спрессованный и отполированный колесами машин или ногами пешеходов. Коэффициент сцепления шин с накатом составляет от 0,1 до 0,25 (при норме в 0,3).
  • Стекловидный лед (гололед)
    Самый опасный вид скользкости. На льду коэффициент сцепления шин с дорогой снижается до 0,08-0,15 – это в 2-4 раза ниже нормы.

Различные снежно-ледяные образования могут переходить из одного состояния в другое. Например, рыхлый снег под колесами транспорта быстро превращается в опасный снежный накат. А талый снег, если его оперативно не убрать, при замерзании даст гололедицу. Поэтому зимняя уборка подразумевает борьбу как с наледью, так и со снегом.

Нормативы уборки проезжей части дорог

К расчистке проезжей части от снежных образований предъявляются самые жесткие требования. Ведь некачественная уборка может привести к появлению длинных пробок и даже к ДТП (в том числе с летальным исходом).

Уборка проезжей части включает в себя следующие работы:

  • Сгребание и подметание снега
  • Скол уплотненного снега и льда
  • Формирование снежных валов
  • Устранение зимней скользкости при помощи реагентов
  • Вывоз снега и скола льда

Расчистка дорог – механизированная , хотя на отдельных участках могут подключаться и дворники.

Как правило, уборка снега начинается сразу после окончания снегопада. Однако если объем осадков превышает норму, то техника может выйти на улицы и раньше.

В ГОСТ Р 50597-2017 дается допустимое количество снега на дорогах во время снегопада:

  • На дорогах категории IA-III – не более 1 см рыхлого или 2 см талого снега
  • Для дорог категории IV — не более 2 см рыхлого или 4 см талого снега

Таким образом, толщина снежного слоя в 1-2 см считается предельной для большей части дорог в городе. Менее жесткие требования предъявляются к проездам в жилых районах (IV категория) – то есть к дорогам, где интенсивность движения не очень высокая.

Что касается содержания и уборки дорог, здесь возможны два варианта:

  1. Снег на проезжей части не убирается, из него формируется уплотненное снежное покрытие (УСП)
  2. Снег и наледь счищаются до асфальта

Первый вариант допустим только на дорогах с интенсивностью движения до 1500 автомобилей/сутки.

К дорогам со снежным покрытием предъявляются такие требования:

  • Толщина УСП – от 3 до 8 см
  • Максимальная скорость движения – 60 км/ч
  • На УСП не допускается наличие колеи, ям, выбоин и прочих неровностей
  • В период оттепели УСП обязательно убирается в течение 2 с у ток – чтобы не допустить превращения покрытия в снежную кашу или лед

Кроме того, рекомендуется устанавливать на этом участке знак «Скользкая дорога». Однако это решение уже принимают местные власти и ГИБДД.

Для дефектов снежного покрытия устанавливаются сроки устранения:

Вид дефекта Сроки устранения *, сут
Колея глубиной более 3 см не более 2
Неровности высотой или глубиной более 4 см, площадью более 9 см 2 не более 2
Слой рыхлого снега толщиной более 8 см не более 6

*Срок устранения отсчитывается от момента прекращения снегопада.

Дороги с интенсивностью движения выше 1 500 автомобилей/сутки чистятся до покрытия. Здесь ГОСТ не допускает ни снега, ни уж тем более зимней скользкости.

Сроки устранения снежно-ледяных образований на дорогах таковы:

Вид снежно-ледовых образований Категория дороги Группа улиц Срок устранения*, ч
Рыхлый или талый снег IА, IБ А, Б не более 4 (в сельских поселениях – не более 3)
IВ, II В, Г не более 5 (в сельских поселениях – не более 4)
III-IV Д, Е не более 6
V не более 1 2
Зимняя скользкость IА, IБ, IВ А-В не более 4 (в сельских поселениях – не более 5)
II, III Г, Д не более 5
IV Е не более 6
V не более 12

* Срок устранения снега отсчитывается с момента окончания снегопада, а зимней скользкости – с момента ее обнаружения коммунальными службами или гражданами.

Из этой таблицы видно, что в первую очередь убираются крупные магистральные улицы и дороги (они относятся к группам улиц А-Г). Уже после их расчистки техника переходит к дорогам в жилой застройке (Д-Е). Самый долгий срок устранения – у однополосных проездов местного значения (категория V). Но тут стоит сказать, что такие дороги отличаются низкой интенсивностью движения, и вместо полноценной уборки на них обычно обустраивают УСП.

Нормативы уборки элементов благоустройства дорог

Вместе с проезжей частью убираются и прилегающие к ней элементы благоустройства.

В соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 к ним относятся:

  • Заездные (парковочные) карманы
  • Посадочные площадки автобусов
  • Площадки отдыха и стоянки транспортных средств (например , около автомагистрали или скоростной дороги)

Они могут убираться как механизированным способом, так и силами дворников – например, если размеры парковочного кармана не позволяют запустить в него крупную технику.

Требования к содержанию элементов благоустройства не такие жесткие. ГОСТ допускает здесь наличие снега. Главное, чтобы он не создавал препятствий для водителей и пешеходов.

Устанавливаются следующие сроки уборки рыхлого (уплотненного) снега:

Элемент благоустройства Категория дороги допустимая толщина слоя, см Срок снегоочистки*, ч
Заездные карманы IА, IБ (автомагистраль и скоростная дорога) 2 (0) не более 6
IВ, II, III 6 (4)
IV, V 8 (6)
Посадочные площадки автобусов IА, IБ 2 (0) не более 6
IВ, II, III 6 (4)
IV, V 8 (6)
IА, IБ 6 (4) не более 24
IВ, II 8 (6)
Площадки отдыха и стоянки транспортных средств III , IV, V 12 (8)

* Срок снегоочистки отсчитывается с момента окончания снегопада.

Любопытно, что в этом случае ГОСТ ничего не говорит о борьбе с зимней скользкостью. По всей видимости, этот вопрос решается уже на уровне местных коммунальных служб.

Нормативы уборки тротуаров, пешеходных дорожек, остановок

Зимняя уборка пешеходных территорий направлена на то, чтобы дать людям возможность беспрепятственно передвигаться по городу без страха упасть и травмироваться. При этом предполагается, что маневренность и самоконтроль у пешехода все же выше, чем у машины. А последствия неубранного снега или скользкости – не такие страшные (ведь, в отличие от автомобиля, человек на льду ставит под угрозу только свои жизнь и здоровье). Поэтому и требования к уборке здесь не такие жесткие.

Во время снегопада на тротуарах допускается:

  • На улицах всех групп – не более 5 см снега (рыхлого или талого)
  • На тротуарах мостовых сооружений – не более 8 см снега
  • На остальных дорогах – не более 12 см снега

Можете сравнить эти цифры с нормами для проезжей части дорог, где уже при 1-2 см снега предполагается начинать уборку.

А что же после окончания снегопада? Должны ли коммунальные службы счищать снег вплоть до асфальта или плитки?

Вот что говорится по этому поводу в ГОСТ Р 50597-2017:

«8.5 На покрытии тротуаров , служебных проходов мостовых сооружений, пешеходных, велосипедных дорожек и на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств в городах и сельских поселениях не допускается наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению».

Однако здесь есть важное исключение. Оно делается для регионов I-III дорожно-климатических зон, где на тротуарах разрешается обустраивать слой уплотненного снега. Подвох заключается в том, что к I-III зонам относится почти вся территория России, кроме населенных пунктов Южного федерального округа.

Другими словами, снежная корка на тротуарах, остановках и пешеходных дорожках – это норма практически для всех городов, где в принципе бывают холодные и снежные зимы.

Требования к снежному покрытию тротуаров таковы:

  • Толщина уплотненного снега – не более 6 см
  • Не допускаются неровности высотой или глубиной более 4 см
  • Обязательна обработка фрикционными материалами (например, песком) в течение 3 часов после окончания снегопада
  • При наступлении оттепели снежная корка убирается в течение суток

Что же касается сроков уборки снега и устранения зимней скользкости, то они зависят от интенсивности движения пешеходов по тротуару или пешеходной дорожке.

Сроки снегоочистки в соответствии с ГОСТ таковы:

Вид снежно-ледяных образований Интенсивность движения пешеходов или велосипедистов, человек/ч Срок устранения*, ч
Рыхлый и талый снег от 250 1
100-250 2
до 100 3
Зимняя скользкость от 250 1 2
100-250 18
до 100 24

* В данном случае срок устранения и для снега, и для зимней скользкости отсчитывается с момента окончания снегопада.

Как и в случае с уборкой дорог, в первую очередь убираются те территории, которые пользуются повышенным спросом.

Итак, мы рассмотрели основные требования к расчистке дорог и улиц города. В следующем разделе мы поговорим о том, как нормативные документы предписывают поступать с собранным снегом.

Требования к складированию и утилизации снега

Между уборкой улиц и утилизацией снега есть еще один важный шаг – это складирование. Данный процесс тоже не лишен нюансов. Ведь мало просто свалить снег в одну кучу. Нужно сделать это так, чтобы получившийся сугроб не создавал препятствий движению пешеходов и транспорта.

Согласно ГОСТ Р 50597-2017, снежные валы можно формировать:

  • На обочинах дорог категорий II-IV (вал должен быть не выше 1 м)
  • В лотковой части дороги
  • На разделительной полосе ши р иной более 5 м (вал должен быть не выше 1 м)

А вот список мест, где складировать снег запрещено, заметно длиннее.

Снежные валы запрещается формировать:

  • На обочинах дорог категорий IA, IБ и IB
  • На разделительной полосе шириной меньше 5 м
  • Около железнодорожных переездов
  • Около перекрестков
  • На тротуарах
  • На газонах
  • На мостовых сооружениях

На случай споров о том, что именно считать за расположение «около» того или иного объекта, в ГОСТ приводятся конкретные цифры.

Требования к размещению снежных валов на дорогах II-V категорий таковы:

Элемент дороги Минимальное расстояние от снежного вала до элемента дороги, м
Железнодорожный переезд 400
Пересечение в одном уровне 150
Остановочный пункт маршрутных транспортных средств 20
Пешеходный переход 15

Теперь мы знаем о том, где в городе можно и нельзя складировать снег. А что говорится в документах по поводу его утилизации?

В «Инструкции по организации механизированной уборки» допускаются два варианта:

  1. Оставить лежать до конца зимнего сезона
  2. Погрузить в самосвалы и вывезти в снегоприемник

Первый вариант – наименее ресурсозатратный. При таком раскладе сугроб просто лежит на своем месте до весны, а потом тает сам по себе. Но воспользоваться этим способом можно лишь в том случае , если снежный вал никому не мешает.

Складировать снег до весны разрешается:

  • На разделительной полосе шириной более 5 м
  • В лотковой части дороги
  • На пустырях

Если же сугробы создают препятствия для водителей или пешеходов, их необходимо вывезти. При этом оперативность играет не последнюю роль. Ведь если вдруг случится потепление, то снежные валы начнут таять. А при последующем похолодании они превратятся в огромные куски льда, которые придется дополнительно раскалывать для погрузки в самосвалы. Это все – дополнительные траты.

ГОСТ устанавливает такие сроки вывоза снега:

  • С улиц групп А-Д (к ним относится большая часть улиц города) – в течение 6 дней после окончания снегопада
  • С улиц группы Е – в течение 12 дней после окончания снегопада

При этом, как и во всех остальных случаях, в первую очередь сугробы вывозятся с крупных улиц, где интенсивность движения наиболее высока.

Итак, основные требования к содержанию дорог и улиц в зимнее время закреплены в ГОСТ Р 50597-2017. Именно на этот документ ориентируются администрации муниципалитетов при создании регламентов зимней уборки.

Еще раз коротко пройдемся по основным моментам статьи:

  1. Проезжая часть дороги расчищается от снега и наледи до покрытия
  2. Срок устранения снежно-ледяных образований с дорог – от 4 до 12 часов
  3. На небольших дорогах с интенсивностью движения до 1500 автомобилей/сут разрешено обустраивать ровный слой снежного покрытия
  4. Тротуары в большинстве городов России также разрешено содержать под слоем уплотненного снега
  5. Срок обработки снежного покрытия тротуаров песком или отсевом – 3 часа
  6. Тротуары без снежного покрытия очищаются от снега в течение 1 -3 часов после окончания снегопада, от наледи – в течение 12-24 часов
  7. Снежные валы разрешено формировать только в тех местах, где они не мешают движению транспорта и пешеходов
  8. Вывоз снега осуществляется в течение 6-12 дней после окончания снегопада

Это универсальные требования, которые действуют на всей территории России.

Хотите узнать больше?

  • На странице Уборка и вывоз снега вы найдете подробное описание наших услуг и базовые цены на них.

Хотите регулярно получать информацию по данной теме? Тогда рекомендуем подписаться на наши группы в социальных сетях:

  • ВКонтакте: https://vk.com/uborka_vyvoz_snega_ekaterinburg
  • Facebook: https://www.facebook.com/uborkasnegaekb
  • Одноклассники: https://ok.ru/group/56486898958351

Рекомендуем также ознакомиться с другими статьями этого раздела:

Вывоз снега с придомовой территории многоквартирных домов

В зимнее время становится актуальным вопрос об очистке дворов от скопившегося снега. Он осложняет жильцам пользоваться придомовой инфраструктурой, а во время оттепелей создает проблему гололеда и луж на тротуарах. Рассмотрим подробнее, каков порядок проведения уборки и вывозки снега во дворах многоквартирных домов, кто отвечает за это и какими законодательными актами регулируется процесс.

Кто должен проводить уборку снега во дворах

Порядок уборки снега во дворах регламентирован несколькими правовыми нормативами. Постановление Госстроя №170 от 2003 года возлагает обязанность по очистке придомовых территорий на организации, в ведение которых находятся примыкающие к ним жилые многоэтажные здания. Это управляющие компании (УК), жилищно-эксплуатационные управления (ЖЭУ), товарищества собственников жилья (ТСЖ). Согласно данному нормативному акту, обслуживающие организации должны своевременно производить уборку снега на всех прилегающих к МКД участках. К их числу относят:

  • пешеходные тротуары;
  • внутри дворовые автомобильные проезды;
  • парковочные площадки;
  • газоны и места озеленения;
  • прочие участки, относящиеся к категории придомовых территорий.

Производиться очистка дворов от снега может, как силами собственных сотрудников, так и с привлечением сторонних подрядных организаций. В процессе уборки допускается применение технических средств и спецтехники.

Постановление Правительства РФ №491 от 2006 года указывает, что перечень обязанностей УК по обслуживанию жилого фонда должен прописываться в договоре. Он заключается между УК и жильцами, и в нём отдельным пунктом следует указать такую услугу, как уборка и вывоз снега с придомовых территорий. При нарушении этого пункта, или его халатном исполнении, собственники вправе потребовать от УК перерасчета взимаемых коммунальных платежей.

Если подобная услуга не входит в заключаемый с эксплуатационной компанией договор, то жильцам придётся организовывать очистку снега самостоятельно. Либо собственными силами, либо заключая договор на уборку со сторонним подрядчиком, имеющим необходимый для работы персонал и технические средства.

Правила очистки придомовой территории от снега

Постановление Госстроя №170 устанавливает определенные правила и нормы уборки снега во дворах многоэтажек.

Сроки очистки тротуаров от снега во дворах:

  • Пешеходные дорожки и автомобильные проезды очищаются ежедневно по утрам – при отсутствии осадков.
  • При слое снега свыше 20 см следует производить уборку снега со всей территории двора. Снег складируется в отведенные места, для последующего вывоза.

Очистка придомовых территорий от снега может производиться ручным или механизированным способом. В первом случае применяется спец инвентарь – лопаты, скребки, метла. Во втором варианте к уборке также привлекается техника: снегоуборщики, автопогрузчики, самосвалы, трактора с отвалом.

Поэтапно процедура очистки выглядит так:

  1. С помощью скребков и лопат очищаются асфальтовые дорожки и крылечки домов. Дворовые насаждения аккуратно освобождаются от скопившегося на них снежного налета, во избежание обламывания от тяжести веток и стволов. Зачищаются от снежного обвала детские площадки.
  2. Автомобильные проезды и тротуары посыпаются веществами, уменьшающими образование наледи и предотвращающими скольжение – солью, песком, химическими реагентами.
  3. Сгребаемый снег размещается по обочинам проездов или в специальные контейнеры для вывоза.
  4. Производится погрузка снежной массы в самосвал (вручную или автопогрузчиком). При наличии контейнеров применяется соответствующая спецтехника для их транспортировки.
  5. На заключительном этапе снег вывозится на специально оборудованные полигоны для последующей утилизации.

Снежная масса для вывоза укладывается в кучи вдоль проезжей части или тротуара. Допустимо формирование валов высотой до 2 м. в заранее определенных местах складирования, на дворовых газонах – не более 80 см.

Кто должен контролировать уборку снега на придомовой территории

В первую очередь, отслеживать соблюдение коммунальными службами правил уборки снега должны сами жильцы. При халатном отношении УК к своим обязанностям, они вправе потребовать от руководства организации исправить выявленные недочеты. При этом, в качестве законодательной нормы, они могут опираться на Приказ Госстроя №170, который регулирует уборочные работы на территории, прилежащей к МКД.

При игнорировании коммунальщиками законных требований, жильцы вправе обратиться с жалобой в надзорные инстанции. Это городской департамент по благоустройству, выполняющий муниципальный контроль над деятельностью коммунальных организаций. Также допускается, при нарушении положений заключенного договора, обращение в Роспотребнадзор, Государственную жилищную инспекцию или в правоохранительные инстанции.

Куда вывозится снег из дворов многоэтажек

Ещё несколько десятилетий назад проблема с утилизацией снежных масс не стояла столь остро. Его просто вываливали в близлежащие водоёмы или на поля за городом. С введением жестких экологических норм, такой способ избавления от снежных масс был запрещён. Содержащиеся в снеге химические реагенты и прочие опасные вещества с городских улиц, попадая в водоемы, в почву, в атмосферу, наносят непоправимый ущерб окружающей среде. В каждом регионе местные власти решают проблему утилизации по-разному.

Для складирования снега используются специально отведенные полигоны, где он постепенно тает под воздействием солнечного тепла. Основание полигона отсыпают фильтрующим составом, проходя сквозь который, талая вода очищается от вредных примесей. В крупных городах действуют особые утилизационные комплексы – снегоплавильни.

Например, в Москве в зимний период 2018/19 годах их действовало 35 штук. Машины для вывоза снега вываливают его на решётки или трубы, сквозь которые пропускается горячий пар. В результате снежная масса тает и стекает в городскую канализационную систему. Использование полигонов и снегоплавилен – услуга платная, и занимающаяся уборкой организация должна приобрести для этого специальные талоны.

Заключение договора на очистку территории МКД с вывозкой

Действующие законодательные нормы вменяют в обязанность управляющих организаций только очистку дворов. Вывоз же снега, в Приказе Госстроя №170 не учтен, да и у не каждой УК имеются для этого технические возможности. Выход из ситуации один – заключение отдельного договора услуг на вывоз самосвалом фирмы, осуществляющей такие услуги. Заключить договор может УК, но только в том случае если в договоре на обслуживание есть такой пункт.

На что обратить внимание при выборе компании для вывоза снега

Прежде, чем заключить договор на услуги снегоуборочных фирм, следует выяснить ряд нюансов:

  • имеется ли у организации достаточное количество спецтехники – самосвалов и погрузчиков для выполнения взятых на себя обязанностей;
  • ознакомиться с отзывами на её официальном сайте, либо напрямую пообщаться с клиентами фирмы.

Не стоит сразу же клевать на низкие расценки. Аренда спецтехники в принципе не может стоить копейки. Поэтому компании, предлагающие сделать всё «дёшево и быстро» на деле сможет создать жильцам двора массу неудобств в зимнее время.

Стоимость услуг по механизированной уборке и вывозке снежных масс

Расчет стоимости вывоза снега производится методом сложения всех расходов на эту процедуру. Непосредственные ценообразующие факторы, влияющие на стоимость:

  • расстояние от очищаемого двора до места утилизации (расход горючего);
  • вывозимые объёмы – вычисляют по количеству рейсов и кубометрам, загружаемым в кузов техники;
  • цена талонов, для утилизации на полигоне или снегоплавильне;
  • средние тарифы на услугу, установившиеся в данном регионе.

Также при калькуляции в цену закладываются косвенные расходы – на оплату налогов, зарплату персоналу, амортизацию техники и т.д.

Куда могут жаловаться жильцы при ненадлежащей уборке снега

Контролировать уборку снега и своевременно реагировать на поступающие от граждан жалобы обязаны жилищные инспекторы местного муниципалитета. Они наделены полномочиями, позволяющими заставить коммунальщиков выполнять требования норм. В частности, они могут наложить на нерадивую управляющую организацию штраф, который может повторяться неоднократно до полного устранения выявленных нарушений.

Кроме этого, жильцы вправе подать жалобу на не исполняющих свои обязанности коммунальщиков в следующие надзорные органы:

  • Государственная жилищная инспекция – проведет инспектирование и вынесет представление об административном нарушении.
  • Роспотребнадзор – проверит факты невыполнения УК договора и предоставления населению услуг плохого качества.
  • Прокуратура – подключается в случаях, когда из-за халатности коммунальных служб наступили тяжкие последствия. Например, кто-то из жильцов поскользнулся на неочищенном тротуаре и получил серьезную травму.
  • Судебные инстанции – с их помощью можно востребовать от коммунальной службы возмещения вреда, причинённого её бездействием.

Иногда бывает достаточно обратиться в местную администрацию, в которой в обязательном порядке должна быть структура, осуществляющая муниципальный контроль над работой ЖКХ.

Ответственность за несвоевременный вывоз снега

Время, отводимое на своевременный вывоз снега, устанавливается региональными и муниципальными постановлениями. За невыполнение работ по снегоочистке во дворе может быть наложен штраф согласно ст. 2.2 Кодекса об административных правонарушениях. Его размер может различаться, в зависимости от региона и тяжести последствий. При первом случае нарушения сроков вывоза, компания может отделаться предупреждением и вынесением предписания от контролирующих инстанций. При регулярном несоблюдении законодательства будут применены меры материального воздействия. Одновременно появится риск приостановки деятельности.

Необходимо напомнить: следить за соблюдением своевременности очистки двора от скопившихся снежных масс должны, в первую очередь, сами жильцы многоэтажек. При обнаружении нарушений не следует ждать, когда появится трудности с подъездом к дому. Опоздавший врач, или застрявшая техника службы спасения, из-за не вывезенного вовремя сугроба, могут стать причиной печальных последствий.

Техника для уборки снега

Снегоочистители – это техника для уборки снега в холодный период года. Она широко используется на дорогах, во дворах, на железнодорожных путях, аэродромах, стадионах и других территорий. Снег убирается методом отбрасывания или сдвигания снежных навалов в сторону.

Техника для уборки снега

Техника для уборки снега: виды снегоочистителей

По типу рабочего органа современные снегоочистители подразделяются на 4 вида:

  1. Роторные. Снегоуборочная спецтехника при помощи специального рабочего органа отбрасывает снег в сторону на 50 м.
  2. Плуговые. Рабочим органом техники является плуг, который отбрасывает скопившийся снег по обе стороны или в один бок от машины. Машины расчищают полосу дороги до 5 м.
  3. Таранные. Рабочий орган снегоочистителя может пробить траншею глубиной 5, 2 м. Используются для расчистки больших сугробов и значительных снежных заносов.
  4. Реактивные. При помощи горячих газов, исходящих из сопла машины, снегоочистители этого вида раздувают, а затем растапливают снег.

Разновидности и особенности роторных снегоочистителей

Машины для уборки снега роторные подразделяются на 3 типа:

  • фрезерно-роторные;
  • шнекороторные;
  • плужно-роторные.

Очиститель снега фрезерно-роторный применяется для ликвидации снежных валов, образованных бульдозерами и плужными моделями, а также при погрузке снега для дальнейшего вывоза. Мощный фрезерный питатель легко вырезает куски из сугроба любой плотности и подает их на ротор, откидывающий собранный снег в сторону.

Техника для уборки снега

Шнекороторный снегоочиститель используется для ликвидации снежных валов и уборки снега средней плотности с дорог. Применяется для отбрасывания снега в сторону и его погрузки на транспорт для дальнейшего вывоза и утилизации. Снег попадает в рабочий орган снегоочистителя, где он разрыхляется и отбрасывается через желоб на расстояние 20 м.

Техника для уборки снега

Плужно-роторный снегоочиститель может применяться для очистки объектов разного назначения от слоя рыхлого снега. Отличается компактностью за счет совмещенного рабочего органа. Недостаток техники – она малопроизводительна и потребляет сравнительно много энергии. Снегоочистители этого типа оснащаются разными шасси и бывают колесные, путевые и гусеничные.

Техника для уборки снега

Плуговые снегоочистители

Современные плуговые машины для уборки снега – это габаритные цельнометаллические конструкции, которые расположены на железнодорожных усиленных тележках. Спецтехника оборудована ножами, снеговыми плугами, раскрывающимися боковыми крыльями.

Полезная информация! Мощные плуговые снегоочистители эффективно отбрасывают снег от пути в одну или две стороны, при этом видимость из кабины управления не нарушается.

Боковые крылья и плуг управляются гидравликой. Крылья, расположенные по бокам плугового снегоочистителя, легко расширяют снежную траншею даже в глубоких сугробах, создавая участки для накопления снега при следующем снегопаде. Плуг можно быстро опустить и поднять, чтобы не задеть стрелочные переводы, переезд и прочие предметы.

Техника для уборки снега

Техника для уборки снега

Таранные снегоочистители

Техника для уборки снега этого типа используется для расчистки самых глубоких заносов в случаях, когда плуги-пилоты и плуговые снегоочистители не эффективны. Она обладает явным преимуществом, когда имеется участок для отбрасывания снега. Мощный таранный снегоочиститель – это специальный вагон из прочной стали усиленной конструкции.

В основе вагона находится стальная рама, которая установлена на 2-х двухосных усиленных вагонных тележках. Со стороны толкания рамы локомотивом к стальной цельнокованой вагонной тяге прикреплена автосцепка. Она проходит по оси машины и закреплена на шкворне передней части спецтехники. За счет этого таранный снегоочиститель отлично вписывается на поворотах, исключен сход техники с рельсов.

Техника для уборки снега

Реактивные снегоочистители

Для очистки от снега станционных путей, стрелочных переводов, горловин станций используют снегоочистители. Основанием техники служит платформа или автодрезина, на которой установлен турбореактивный двигатель. Через сопло, расположенное сзади машины на путь выдуваются горячие выхлопные газы. Они эффективно сдувают, растапливают, а затем испаряют снег.

Рельсовый реактивный снегоочиститель Jet Blower – машина с мощным двигателем от реактивного самолета. Этот рельсоочиститель применяют на подъездных путях и территории депо. Принцип работы устройства – мощная струя сдувает снег со всех предметов, попавшихся у нее на пути. Температура струи – 315°C, поэтому большинство льда и снега испаряются.

Важно! Главный недостаток реактивного снегоочистителя – сильный шум, издаваемый техникой в процессе работы. По этой причине реактивные рельсоочистители используются в пределах депо.

Техника для уборки снега

Коммунальная снегоуборочная техника разных стран

Большинство цивилизованных стран эффективно борются с последствиями снегопадов, которые являются причиной гололеда и пробок на дорогах. Если воспользоваться зарубежным опытом устранения проблемы, можно позаимствовать множество интересных и полезных идей в плане содержания и очистки дорог.

Япония

Сложная задача уборки дорог от снега стоит перед коммунальщиками горных и северных районов Японии. Если вдоль автодороги расположены горячие источники, около них устанавливают поливалки. Во время обильного снегопада по ним льется вода, в результате чего снег растает. В районах, где этот метод неэффективен, используют спецтехнику для уборки снега.

Сугробы 5 м высотой – привычное явление для Японии. Ежегодно районы страны покрывает высокий слой снега, который можно убрать, используя 2-4 вида техники. Сначала в снег “вгрызается” снегоуборщик с буром, потом работают экскаваторы и разная спецтехника, которая сгребает снег и выбрасывает его на 2-3 м вверх. Спецтехника очищает трассы по границам дорожной разметки, из-за чего появляются снежные коридоры.

Техника для уборки снега

Техника для уборки снега

Территория Америки находится в различных климатических зонах, поэтому в разных штатах применяется особый способ для уборки снега. Например, в штате Миссури для быстрой уборки снега используют снегоуборочный грузовик с вместительным прицепом. Он оснащен 2-мя ковшами – спереди и по всей длине прицепа, что позволяет очистить одновременно несколько полос. Разгоняясь, машина разворачивает прицеп поперек дороги и сгребает снег во время движения. Спецтехнику по уборке снега TowPlow переняли и другие штаты.

Финляндия

По законодательству Финляндии, содержание дорог общего пользования должно осуществляться на основе контрактов. Их заключают с подрядчиками региональные центры. Хозяева различных заведений и владельцы частных домов самостоятельно очищают тротуары около строений. Для этого они используют снегоочистителя для дома, приобретенные на собственные средства.

Техника для уборки снега

Техника для уборки снега

Полезная информация! Финские автотрассы подразделяют по качеству обслуживания на 3 категории. Спецтехника для уборки снега вначале обрабатывает реагентами дороги высшей категории. Затем техника уплотняет снег и обильно посыпает его крошкой из гранита на второстепенных дорогах и проселках.

На магистралях Финляндии для уборки снега применяется грузовой транспорт. На других дорогах используются гусеничные или колесные тракторы. Для выравнивания наката иногда задействуют грейдеры. Чаще эту работу выполняют при помощи ножевых блоков, которые установлены на тракторах и других транспортных средствах.

Россия

Состояние дорог в России – проблема, актуальная каждую зиму для коммунальных служб и автовладельцев и жителей городов. По установленным нормам и правилам в зимний период муниципальные, федеральные и региональные дороги с твердым покрытием должны быть очищены от снега и льда. Из-за недостаточного финансирования этой сферы деятельности реальность не всегда совпадает с принятыми правилами очистки дорог.

Техника для уборки снега

Как утверждает Федеральное дорожное агентство, нереально чистить сразу везде, перекрыв при этом дороги для движения. В этом плане стоит равняться на цивилизованные страны, в которых уборка снега происходит практически незаметно, а в час пик спецтехника на автотрассах не препятствует движению транспорта. У зарубежных дорожных служб иногда возникают трудности во время уборки снега после сильных метелей и снегопадов. Однако, аврал на их дорогах происходит редко и считается форс-мажором, тогда как для России это норма.

Перед началом зимнего периода стоит задуматься о покупке снегоуборочной спецтехники, при помощи которой можно быстро, качественно и эффективно очистить дороги, тротуары и загородные участки от снега. Выбирая снегоочистители для дома или коммунального предназначения, надо учитывать особенности эксплуатации техники. Многое зависит от предназначения расчищаемой территории и от объемов площади. Например, для уборки городских улиц можно выбрать лаповый снегопогрузчик, для очистки от снега парковок и аналогичных территорий подойдет шнекоротор, а оптимальный вариант для автотрасс – комбинированная дорожная спецтехника.


источники:

https://gruntovozov.ru/chasto-zadavayemiye-voprosy/kak-organizovat-uborku-i-vyivoz-snega/normativyi-uborki-snega-v-gorode/

https://m2keep.ru/soderzhanie-mkd/vyvoz-snega-s-mkd

https://rovnayadoroga.ru/tehnika/tehnika-dlya-uborki-snega.html